Генеральная прокуратура России в целях усиления борьбы с коррупцией предлагает внести в уголовное законодательство ряд поправок. В частности, предлагается внести уточнения в порядок конфискации имущества, а также предусмотреть арест имущества юридических лиц, подозреваемых в коррупционных преступлениях. С соответствующими предложениями в понедельник на выездном заседании комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции в Генпрокуратуре РФ выступил первый замглавы ведомства Александр Буксман. Как говорится в сообщении Генпрокуратуры, А.Буксман отметил, что наиболее часто прокурорами выявляются правонарушения, связанные с передачей денежных средств за освобождение юрлиц от административной ответственности, за обеспечение победы по итогам участия юрлица в конкурсных процедурах (в том числе при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), за оказание юрлицам преференций в ходе реализации должностными лицами разрешительных и контрольных функций. Существует проблема взыскания наложенных на юрлица административных штрафов, которая вызвана неустановлением либо отсутствием имущества, на которое может быть обращено взыскание, а также отсутствием юрлица по месту регистрации. В этой связи и предлагается ввести новую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении – арест имущества юридического лица. Кроме того, в целях повышения выявляемости преступлений коррупционной направленности предложено внести в КоАП РФ дополнения, предусматривающие основания освобождения юрлица от административной ответственности в случаях сообщения о совершении преступлений, предусмотренных ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), 290 УК РФ (получение взятки), 291 УК РФ (дача взятки) и 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве), а также способствования их раскрытию. Начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Юрий Семин выступил с докладом о гармонизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего ответственность за коррупционные преступления. Он отметил, что по-прежнему актуальной остается проблема конфискации имущества, полученного в результате совершения коррупционных преступлений. Уголовным кодексом предусмотрено, что полученное в результате совершения преступления имущество, переданное осужденным другому лицу, подлежит конфискации только в том случае, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что данное имущество получено в результате преступных действий (часть 3 статьи 104.1 УК РФ). Однако в случае передачи незаконно полученного имущества членам семьи, в частности, супругам или несовершеннолетним детям, доказать, что они знали о получении имущества в результате преступных действий практически невозможно. При этом имущество остается под контролем незаконно получившего его лица, так как в случае передачи имущества несовершеннолетним детям оно будет осуществлять распоряжение имуществом от их имени, а в случае передачи его супруге имущество становится общей собственностью на основании положений закона. В связи с этим предлагается дополнить УК РФ положением, предусматривающим, что полученное в результате преступных действий имущество, переданное осужденным членам семьи, подлежит конфискации в тех случаях, когда это имущество было передано им безвозмездно либо они не докажут, что, получая имущество, не осознавали и не могли осознавать, что оно получено в результате преступных действий. Нуждаются в корректировке также положения уголовного закона, связанные с посредничеством во взяточничестве. Наказание за это преступление должно быть дифференцированным с учетом степени его общественной опасности. Кроме того, на выездном заседании рассмотрены вопросы совершенствования правового регулирования в целях усиления борьбы с коррупционными преступлениями.
ИА "Финмаркет"
|